|
Хонингование отверстий в деталях авиационной техники. Детали авиационной техники, в которых имеются отверстия, подлежащие хонингованию, весьма разнообразны по форме и материалу, но имеют одно общее – это высочайшее требование по точности отверстия. Для некоторых деталей топливных систем отклонение от правильной геометрической формы отверстия должно быть не более 0,3 микрона, для деталей гидравлических устройств, требования по точности составляют от 1 до 3-х микрон. Другие детали, такие как стыковочные узлы, стойки шасси, амортизаторы и прочие цилиндры должны иметь отверстия не менее точные.
Для обеспечения таких высоких требований применяют технологический процесс – хонингование. Главным в этом процессе является хонинговальный инструмент. Как это ни парадоксально, но хонинговальный станок не является прецизионным, т.к. система «станок-приспособление-инструмент-деталь» не является жесткой. Точность обработки обеспечивает только хонинговальный инструмент, а станок является лишь средством для обеспечения возвратно-поступательного движения, вращения и разжима режущей части инструмента. На рисунке показаны основные типы хонинговального инструмента. Главные признаки хонинговального инструмента – это связанный абразив и механизм его подачи в ходе обработки. Связанный абразив – это хонинговальные бруски или металлические втулки, на которые нанесен слой из алмазных зерен. Механизм подачи может быть выполнен в виде конуса, клина или шлицевого вала, которые при взаимодействии с ответными элементами бруска или втулки обеспечивают их подачу в процессе обработки. Здесь надо отметить, что эта система должна быть жесткой, без подпружинивающих элементов, в противном случае инструмент будет повторять форму предварительной обработки отверстия, а не исправлять ее. (фото из №1 2008 стр.9)
Для обеспечения высокой точности отверстий в деталях авиационной техники при обработке хонингованием необходимо обеспечить выполнение следующих условий. • Хорошо подготовленный, выхоженный инструмент. • Чистая СОЖ и эффективное охлаждение зоны резания. • Оптимальный режим резания. • Оптимальный зажим детали в приспособлении. • Точная предварительная обработка. Вышеприведенные условия были подробно изложены в статье «Борьба за микроны» в февральском номере журнал РИТМ за 2008 г.
Рассмотрим пример обработки отверстий стыковочного узла. На рисунке показан процесс восстановления правильной геометрической формы отверстий при ремонте стыковочного узла крыла с фюзеляжем. В данном примере наглядно видно, что главным в процессе является инструмент. Станок в данном случае даже не применяют. Достаточно ручного привода, который вращает инструмент, возвратно-поступательное движение инструменту придает оператор, а подачу брусков осуществляет специальный адаптер. При этом достигается точность по цилиндричности и соосности отверстий в пределах 2-3-х микрон. Причем исправление овальности, конусности и других отклонений от правильной геометрической формы происходит при минимальном снятии припуска. Так при исправлении овальности величиной 0,1 мм мы получаем отверстие лишь на 0,01 мм больше максимального размера овала. (фото за мной)
В авиации нет простых деталей, но, пожалуй, самая сложная и трудоемкая деталь – это стойка шасси. На фотографии изображена обработка внутреннего отверстия стойки шасси на горизонтальном хонинговальном станке серии НТС с компьютерным контролем параметров. Такой контроль позволяет станку в автоматическом режиме находить узкое место в отверстии, определять его локализацию и в зависимости от величины заужения задавать количество локальных ходов и их амплитуду. Т.е. цилиндричность отверстия обеспечивается в автоматическом режиме. У станка данной серии есть еще много полезных функций. Это и режим выхаживания, который позволяет на одну ступень улучшить чистоту поверхности, это и функция обработки глухих отверстий, а также функция обработки конуса. (фото с шасси)
Авиационное производство крупносерийным не назовешь, да и на мелкосерийное в наши дни не тянет. Поэтому очень важным является оснащение производства широкодиапазонными и широкоуниверсальными станками. К таким станкам относится упомянутая серия НТС, которая для одной из модификаций способна обрабатывать отверстия от 3 мм до 25 мм на длину до 2-х метров, для другой модификации обрабатывает отверстия в диапазоне от 25 мм до 1000 мм на длину до 16 метров.
Такими же широкодиапазонными являются станки для обработки отверстий в деталях топливной и гидравлической аппаратуры. Так хонинговальные станки серии ML работают в диапазоне от Ǿ1,5 мм до Ǿ 165 мм и длиной обработки до 400 мм. (фото с деталями)
|
Отправьте свой вопрос по электронной почте или позвоните по телефонам 8-495-258-91-75, 8-495-258-43-43.
|